Midnight In America Homepage  
Вы находитесь здесь: Домашняя страница Литература > Литература Онлайн > Женский вопрос > Глава 5
Домашняя страница | На английском | О нас | Литература | Вопросы и Ответы | Пишите нам | Линки
Женский вопрос

Предыдущая Содержание Следующая

5

Должны ли женщины ходить с покрытой головой?

 

Несколько лет тому назад произошел такой случай. Мы пригласили группу верующих к себе домой. Они принадлежали к одной малоизвестной деноминации. Эти люди живут коммуной в своем городе, встречаясь для поклонения в доме собраний, рядом с домом, в котором живут. Это очень искренние и преданные верующие.

Поскольку мы пригласили их на вечер субботы, некоторые из них решили, что цель собрания – исключительно общение. Выяснив, что должно было происходить нечто большее, чем простое общение (что это должно было быть молитвенное собрание), одна из женщин испугалась. Она не имела с собой головного платка или шали! Но мы ее успокоили. Наша старшая дочь нашла и принесла ей одну из своих шалей.

Этот случай показал мне кое-что, чего я прежде не замечал. С детства я не бывал в церкви или на молитвенных собраниях в компании дам, которые покрывали голову во время молитвы или богослужения. Я помню, что мои тетушки всегда надевали шляпу, идя в свою Методистскую церковь. Но в том раннем возрасте я не знал, почему они это делали. Теперь я знаю, что таков был обычай, который повелевал им так поступать.

Откуда произошел этот обычай, и правильный ли он? Соответствует ли он Библии? Давайте вместе исследуем.

 

Обращайте внимание на контекст

Если обычай основан на Слове Божьем, то в его соблюдении нет беды. Но следует быть осторожными, чтобы не извратить Слово, и не трактовать его превратно. Неразумно вырвать любую заповедь из контекста и настаивать на ее применении, когда и как вздумается.

Например, Исус сказал богатому молодому человеку, что, если он хочет быть безупречным, ему следует продать все свое имущество (Мф.19:21). Однако вырвать эти слова из контекста и требовать, чтобы всякий, принимая христианство, строго выполнял это условие, будет неразумно и неправильно. Совершенно очевидно, что данное указание относилось именно к тому молодому человеку, а не ко всем. Это условие может быть применимо к другим верующим индивидуально, как показывает им Исус, но оно никак не может быть обязательным для всех. Христианство не создавалось, как религия епитимьи или лишения всех без разбора любых личных финансовых средств. Исус не был ни факиром, ни коммунистом.

Или еще пример. Сегодня было бы в равной степени неправильно настаивать на необходимости придерживаться наказов Бога, данных Израилю относительно жертвоприношений и ритуалов как части физического служения левитов. Наше священство сегодня – от Исуса Христа, по древнему чину Мелхиседека, а не Аарона. Послание К Евреям делает это очевидным, особенно глава 7.

Итак, хотя Церковь должна соблюдать святые дни Бога, определенные в главе 23 книги Левита и главе 16 Второзакония[7], было бы неправильно сегодня применять правила о храмовых приношениях, установленных Богом для Израиля на эти дни.

И последний, третий пример. Подумайте над словами Петра. Он заключает свое первое послание такими словами:

Приветствуйте друг друга поцелуем любви (1Пт.5:14).

Должны ли мы поступать так сегодня? Существует заповедь любить друг друга (Ин.13:34), которую, безусловно, нам следует соблюдать. Однако приветствие поцелуем – это восточный обычай, который на западе обычно заменяется рукопожатием.

Контекст слов Исуса или любого из новозаветных авторов, – крайне важен для понимания их смысла и для правильного их применения нами сегодня. Говоря о контексте, следует помнить о нескольких аспектах. Вот они:

  1. Контекст Писания.

  2. Этнический или культурный (национальный) контекст.

  3. Индивидуальный контекст.

Говоря о контексте Писания, мы уже упоминали один пример, касающийся правил принесения жертв, данных в Ветхом Завете.

Говоря об этническом или культурном контексте, подходит пример слов Петра о ‘святом поцелуе’.

Касаясь индивидуального контекста, необходимость отказа от уверенности, которую знатный юноша черпал в своем богатстве, иллюстрирует, как важно учитывать личные обстоятельства каждого верующего.

 

Почему жены покрывали голову

Обратимся, наконец, к теме покрывания головы женами. Павел упоминает об этом в первом послании Коринфянам, глава 11. На самом деле, это не трудный вопрос, но его понимание очень усложняется предрассудками общества и человеческим упрямством.

Во-первых, правильный перевод этой главы свидетельствует о том, что этот текст надо рассматривать в индивидуальном контексте брачных уз. Павел говорит о муже и жене.

В дни апостола Павла существовал обычай, согласно которому замужние женщины в публичных местах появлялись с покрытой головой. Любому мужчине в собрании сразу было ясно, что такая женщина – замужем. Это подобно нашему современному обычаю носить обручальное кольцо.

Таким образом, любая замужняя женщина, нося головной убор в обществе, выказывала уважение к своему мужу. Если же женщина не следовала этому обычаю, то тем самым она посылала безмолвный сигнал другим мужчинам, что она не считает себя под ‘властью’ или защитой своего мужа. Иными словами, замужняя женщина, нарушая этот обычай, все равно, что заявляла бы: «Я не подчиняюсь моему мужу и не признаю его главою надо мной.» Это было бы равно акту непокорности или супружеской неверности с ее стороны.

Это было бы таким позором, что Павел пишет:

… если жена не покрывается, то пусть и острижется (1Кор.11:6).

Волосы – одно из самых прекрасных украшений женщины (там же, ст.15), когда они хорошо ухожены. И напротив, нет ничего уродливее для женщины, чем быть лысой. Безусловно, что в дни Павла на женщине с обритыми волосами лежал великий позор.

Рассматривая этот вопрос, следует также помнить об этническом (культурном) контексте. Сегодня в западных странах отсутствует всеобщий обычай, согласно которому замужняя женщина должна покрывать голову, появляясь на людях. Восточные же народы (многие из них – мусульмане), по-прежнему сохраняют этот обычай. Во многих случаях его доводят до крайности, требуя, чтобы женщина закрывала не только голову, но все лицо (кроме глаз), и ходила в черном (самый неудобный цвет на жарком солнце Востока). Страшно подумать, до какой степени женщины подвергаются унижению и дискриминации!

Третий контекст, который надо помнить, - контекст Писания. Стих 16 показывает, что в то время возникли споры, вызванные тем, что некоторые жены пренебрегали обычаем и не покрывали головы в общественных местах. Из письма не понятно, какой именно шел спор, но кажется очевидным, что это касалось необходимости женам покрывать головы согласно обычаю того времени (чтобы не оскорблять чувства других).

Непосредственно перед разделом, в котором Павел касается вопроса покрывания головы, он пишет следующее:

Не оскорбляйте (или: не вводите в грех) ни иудеев, ни эллинов, ни церковь Божью (1Кор.10:32).

Итак, мы видим, что, если внимательно изучить контекст (все его составные), то в те времена существовали важные причины для того, чтобы замужние женщины покрывали головы в общественных местах. Эти причины сегодня в странах Запада отсутствуют. Обычаи и запреты общества изменились.

Слова Павла, записанные в первом послании Коринфянам (11:5) были не заповедью Бога, а рекомендацией апостола, данной во избежание оскорбления чувств общества, из-за превалирующего обычая того времени. Если выразить это на принятом сегодня языке, то Павел сказал следующее:

…всякая жена, которая молится или пророчествует с непокрытой головой, бесчестит свою главу [своего мужа], ибо это так же стыдно, как обритая голова (1Кор.11:5, перефразировано).

 

Кисти и молитвенные шали

Должны ли мы их носить сегодня?

Бог дал Израилю заповедь (Чис.15:38-40) делать себе кисти на краях одежды. Он велел им это делать, как постоянное напоминание. Обратите внимание на это указание:

Обратись к сынам Израиля. Скажи им, чтобы делали себе кисти на краях одежд во всех своих поколениях, и чтобы в эти кисти на краях вставляли голубую нить.

И будете иметь эту кисть, чтобы смотрели на нее и помнили все заповеди Господа и выполняли их, чтобы не следовали блудодейству, к которому влекут вас ваше сердце и ваши глаза, и чтобы помнили и исполняли все Мои заповеди, и были святы перед Богом вашим (Чис.15:38-40, NKJV).

В Библии для изучения верующих находим достойную внимания сноску к этому тексту:

Люди должны были пришивать кисти к своим одеждам в качестве напоминания, что они должны выполнять заповеди Бога и жить в святости пред Ним, а также о том, что Бог избавил их от египетского рабства. Согласно иудейской традиции, в каждой кисти было 8 нитей и 5 узлов, что намекало на число 13. Числовое значение слова, обозначающего ‘кисти’ на древнееврейском языке равно 600. Таким образом, они имели напоминание о 613 законах еврейского Кодекса. Этот текст стал причиной рождения иудейского ‘таллифа’ – молитвенной шали.

Некоторые могут задаться естественным вопросом: относится ли эта заповедь к нам – Христианам?

Назначением этого наказа было служить напоминанием Израилю о том, что они обязаны соблюдать Божьи заповеди. Некоторые из первых слов Исуса, записанных в Новом Завете, указывают, что десять заповедей, данных Богом Израилю, являются основополагающими принципами жизни христиан. Более того, Он утверждал, что наша покорность Богу должна превосходить ритуалистическое  ‘соблюдение заповедей’  книжниками и фарисеями, иначе мы не войдем в Царство (Мф.19:17, 5:17-20).

Итак, заповеди остаются в силе, и мы по-прежнему нуждаемся в напоминании. Но как мы получаем личные напоминания под Новым Заветом? Нужны ли нам для этого древнееврейские кисти на одежде, как до сих пор носят некоторые иудеи?

Почему Бог дал такой ‘физический’ наказ народу Израиля? Отвечая коротко, - из-за черствости и упрямства их сердец. Они искали только физических, материальных вещей, и не отличались ‘духовным’, законопослушным сердцем. Поскольку их сердца не были преображены пребыванием в них Святого Духа, они нуждались в физическом напоминании, чтобы удерживать их от нарушения Божьего закона.

Кроме того, молитвенная шаль постоянно напоминала им о том, что святой Бог, которому они молились, не терпит греха. Поэтому грешное человечество нуждалось в покрытии, которое защищало бы их от ярости Бога, направленной на грех. Понятно, что молитвенная шаль не могла их защитить от Божьего гнева, но она являлась символом и постоянным физическим напоминанием об отношении Бога к не прощённому греху.

Уверовавшие в Исуса и отказавшиеся от грешной жизни не нуждаются в физических напоминаниях в виде молитвенной шали. Достаточно нашей веры в жертву, принесенную за нас Исусом, в Его прощение и очищение Его кровью. Однако если у вас нет такой веры, то вы можете чувствовать потребность в физических напоминаниях такого рода.

Каждый верующий христианин нуждается не в молитвенной шали, а в окончательном обращении сердца, которое происходит от пребывания в нем Святого Духа. Иезекииль пророчествовал об этом:

Я дам вам новое сердце и вложу в вас новый дух; Я возьму из вашего тела сердце из камня и дам вам сердце из плоти.

Я вложу внутрь вас Дух Мой и сделаю так, что вы будете ходить в заповедях Моих, и будете соблюдать Мои решения и выполнять их (Иез.36:26-27, NKJV).

Через Иеремию Бог сказал:

Я заключу с домом Израиля и домом Иуды новый завет – не по завету, который я заключил с их отцами…

Но вот завет, который Я заключу с домом Израиля после тех дней, говорит Господь: вложу Мой закон в их разум и на сердцах их напишу его; и буду им Богом, а они будут Моим народом (Иер.31:31-33, NKJV).

Исус подтвердил, что новый завет действует теперь для нас, христиан:

Но наступает час, и уже настал, когда истинные поклонники будут поклоняться Отцу в духе и истине; ибо Отец ищет Себе таких поклонников (Ин.4:23-24, NKJV).

Исус велел Своим ученикам ожидать прихода Святого Духа (Деян.1:4,8). И Святой Дух сошел, как было обещано (Деян.2); и с тех пор находится здесь. Вдохновением Духа мы можем участвовать в полном глубокого смысла духовном поклонении Богу и общаться с Богом.

Сошествие Святого Духа освободило нас от физического ритуала, который носил второстепенную (дополнительную) роль. Главными всегда были Божьи заповеди, уставы и наказы, данные под старым заветом. Павел написал длинное письмо верующим Галатам, напоминая, что их оправдание перед Богом не зависело от строгого соблюдения ими физических ритуалов.

Человек оправдывается не делами закона, но верой в Исуса Христа… ибо делами закона ни одна плоть не будет оправдана (Гал.2:16, NKJV).

Если вы соблюдаете этот обычай, вы можете сказать: «Но я одеваю молитвенную шаль не для того, чтобы оправдаться перед Богом.» Вот как? А тогда зачем вы ее одеваете? Разве не потому, что это дает вам чувство духовной уверенности (надежности, защиты, спокойствия)? Или, может быть, это позволяет вам чувствовать себя более праведным, чем другие? Или вам нравится использовать ритуал в поклонении, хотя он и устарел под новым заветом?

Другие возразят: «Но ведь Исус носил кисти на Своих одеждах». (Слово, означающее ‘кисти’ в греческом оригинале, переведено как ‘край одежды’ в текстах Мф.9:20, 14:36; Мк.6:56; Лк.8:44).

Да, Исус, возможно, их и носил. Но вы не учитываете того, что Исус исполнял заповеди и установления под старым заветом, чтобы исполнить писание. Он должен был жить безупречно по условиям той системы, и для этого делал даже некоторые вещи, которые были для Него необязательны.

Например, Ему не было необходимости креститься, потому что Он не имел грехов, чтобы символически их омывать. Но когда Иоанн Креститель сказал, что это он должен был бы креститься от Исуса, а не наоборот, Исус ответил:

Пусть будет так сейчас, ибо так надлежит нам исполнить всякую праведность (Мф.3:15, NKJV).

Кисти и молитвенная шаль даны были, чтобы напоминать Израилю о необходимости быть покорными святому закону Бога под старым заветом. Теперь же Святой Дух напоминает нам об этом под новым заветом.

Помощник [Параклит, то есть, - Утешитель], Святой Дух… научит вас всему, и напомнит вам все (Ин.14:26, NKJV).

Человек духовный, согрешив, испытывает уколы совести. Это живущий в нем Дух подсказывает ему, что он совершил ошибку. И он тут же раскаивается.

Ведомый Духом верующий в своем поведении всегда руководствуется Святым Духом, который живет в нем. Поэтому нам не нужны напоминания свисающих с одежды кисточек о том, что лжесвидетель-ствовать против ближнего, обманывать, воровать, или прелюбодей-ствовать грешно. Наш разум настроен на покорность пребывающим в нем (духовно) Исусом Христом.

Дух истины является нашим путеводителем и напоминанием (Ин.16:13). Это тот самый Дух, который обличает весь мир и нас самих в отношении греха, праведности и суда (Ин.16:8). Но если вы не имеете живущего в вас Святого Духа, тогда, разумеется, вам нужны физические напоминания! В таком случае вам лучше повесить кисти на одежду, на лобовое стекло вашего авто и на руль велосипеда. Пусть они постоянно напоминают вам о вашей грешности и необходимости жить согласно Божьим заповедям!

Но если вы рождены от Духа, зачем возвращаться к физическому ритуалу? Неужели вы чувствуете себя более праведным, более любимым Богом или более святым, следуя устаревшим обычаям, хранимым Иудаизмом? Неужели вы чувствуете большее утешение, молясь в молитвенной шали? Неужели не имеете веры в то, что Дух Божий окутывает вас? Что вам в действительности нужнее – физическое утешение или ваш духовный Утешитель? (2Кор.3:17).

Не стоит создавать религию из отживших физических ритуалов. Павел решительно осуждал такой подход Галатов. Исус пришел, чтобы принести истинное поклонение – поклонение в духе и истине.

В чем вы действительно нуждаетесь, так это свежее наполнение Духом, а не старый покров из ткани!

 

Ритуализм есть идолослужение!

Не так давно Дух настойчиво побуждал меня писать о ритуализме в Церкви. Ритуализм встречается в разных формах; и о таком обширном предмете невозможно написать в нескольких словах. Я написал довольно много об этом аспекте в нескольких статьях и иных публикациях.[8]

Ритуализм представляет для христиан одну из величайших опасностей, потому что он низводит поклонение на обычный, мирской, физический уровень. Когда мы, сами того не осознавая, полагаемся на физический ритуал, мы перестаем надеяться на Дух Божий. Перенос нашего внимания с Духа на обряд может быть очень незаметным и неуловимым. Тем не менее, Сатана украл нашу преданность у Бога с помощью своих утонченных хитростей. Он заставил нас думать не о том, что Бог желает, чтобы мы делали, а о том, что мы делаем. Таким образом, ритуал, который кажется нам таким важным, фактически становится нашим идолом, или важнейшей физической опорной структурой, на которой держится наше поклонение. На этом уровне обряд может подменить Святой Дух в нашем поклонении.

Сатана – весьма коварен. Он знает, как уменьшить ценность и духовное влияние нашего поклонения. Более того, он предпочитает использовать библейские традиции и обычаи, чтобы поработить верующих, ибо так их легче обмануть. Он умеет создать религию из ритуала, - причем до такой степени, что вы перестанете надеяться на Христа, взамен полагаясь на обряды.

Остерегайтесь попасть в эту западню. Такой перенос верности и внимания с истинного на ложное происходит очень незаметно, но наносит огромный вред. Люди, которые в своем поклонении полагаются на ритуал и не приветствуют действие Святого Духа, удаляются от Бога, а не приближаются к Нему. Они должны покаяться, иначе духовно зачахнут и станут мертвыми ветвями в Лозе.

 

Примечания (Footnotes)

 

7.

 

Это доказывает внимательное исследование книги Деяний и других текстов НЗ, которые свидетельствуют, что Первоапостольная Церковь продолжала соблюдать эти праздники много лет после смерти и воскресения Исуса. Подробнее об этом можно прочитать в издании ММ Фестивали Бога.

8.

 

А вы не ритуалист?, Проснись, о спящий! и Послание к сторонникам использования «священных» имен. (Эти статьи не переведены на русский язык.)

Обратно к Началу Страницы

Предыдущая Содержание Следующая

 

Авторское право 2006

MidnightInAmerica.net