Midnight In America Homepage  
Вы находитесь здесь: Домашняя страница Литература > Литература Онлайн > ЦЕРКОВЬ БОЖИЯ - ЧЬЯ ВЛАСТЬ? > Глава 2
Домашняя страница | На английском | О нас | Литература | Вопросы и Ответы | Пишите нам | Линки

ЦЕРКОВЬ БОЖИЯ

- ЧЬЯ ВЛАСТЬ?

 

Предыдущая Содержание Следующая

2

О церковных организациях

 

Итак, истинная Церковь существует везде, где податливые сердца позволяют Божьему Духу направлять их.  Каждый христианин должен быть руководим непосредственно Святым Духом, а не человеками (1Ин.2:27).

Но как насчет церковных организаций?  Какая форма административного управления допустима в конгрегациях?

Новозаветные церкви были, в основном, автономными (‛политически’ независимыми и самоуправляемыми). ‛Старейшины’ назначались Павлом и Титом согласно велениям Святого Духа, в каждом городе, где жили верующие (Тит.1:5). Они несли ответственность за духовную пищу для паствы (Тит.2:1; Ин.21:15, 16.17; Деян.20:28; 1Пет.5:2).  Таким образом, духовно вскармливаемая на здоровом, целостном учении, паства могла сама двигаться вперед под руководством Святого Духа.

Старейшины, как и предполагается значением этого слова, это были верующие почтенного возраста, отличавшиеся знаниями, мудростью и жизненным опытом.  Будучи сами духовно зрелыми, они могли заботиться о духовном развитии более молодых и менее опытных верующих.  Апостол Павел перечисляет качества, которыми должен обладать старейшина, потому что личный пример придает вес его положению.  Старейшина должен быть верным мужем и иметь хорошо воспитанных детей.  Он не должен быть властным, жадным или иметь пристрастие к вину.  Напротив, он должен отличаться добрым поведением в личной жизни и являть плоды Божией праведности (Тит.1:6-9; 1Тим.3:1-7), ибо на него возложена обязанность учить верующих о Боге и Его праведности.

Положение старейшины это - положение блюдущего Церковь. Слово, переведенное как епископ в тексте послания К Титу 1:7, означает блюститель, пастор или смотритель.  Иными словами, его обязанность - присматривать и заботиться о Церкви в духовном смысле (это в идеале, т.е. согласно точке зрения Господа), а также вскармливать Церковь, чтобы люди духовно развивались и преображались в подобие Господа.  Однако очень важно отметить, что он не должен быть владыкой над паствой.  У него нет права владычествовать над своей конгрегацией!

Эпизод, описанный в 15 главе Деяний, показывает, что верующие признавали апостольскую ‛милоть’, почившую на Павле и других апостолах.  Они почитали апостольскую службу, возложенную на них Господом,  а равно и мудрость, дарованную апостолам Святым Духом. Однако апостолы не руководили Церковью.  Книга о деяниях апостолов открывает, что именно рядовые верующие (Церковь) послали Павла и Варнаву в Иерусалим (Деян.15:2).  Единство и согласие верующих всегда были важны для правильного управления делами ранней Церкви.

В ранней Церкви не существовало человеческого доминирования или духовной иерархии, которой были бы подчинены рядовые верующие.  Петр не был примасом или первосвященником Церкви.[5] Петр, Павел, Варнава и Иаков открыто обсуждали все с братией и друг с другом, побуждаемые Духом. Диктат или навязывание чего-либо ‛лидерами’ Церкви не имели места.  Позволяя Святому Духу руководить, они приходили к общему согласию.  "Тогда апостолы и старейшины, вместе со всей церковью решили..." (Деян. 15:22).

В Церкви не существовало определенной, то есть организованной человеком структуры руководства.  Старейшины заботились о духовной пище для паствы.  Когда старейшины писали верующим, обращенным из языческих народов, о возникавших вопросах, они не издавали ‛указов’, обязательных для исполнения под угрозой анафемы. Они обращались к церкви с советом, а не безоговорочно диктовали свою волю.

Иаков говорил: "...поэтому моё суждение таково: не смущать тех, кто из народов [язычников] обращаются к Богу, но написать [советуя] им избегать мирской скверны..." (Деян.15:19-20).[6]

NIV (Новая Интернациональная Версия) сильно искажает значение этого места, добавляя два слова, которых нет в греческом оригинале - "сказать им": "... вместо того,  мы должны написать и сказать им воздерживаться от..." (ст.20).

В отличие от того, что мы наблюдаем сегодня в наиболее крупных и еретических церквах, апостолы не имели власти диктовать свою волю Церкви!

Перед своим уходом, Исус не счел должным установить определенную систему управления церквями, и по важной причине!  Он не желал человеческого управления Его Церковью!  По замыслу, в Церкви не должно было быть никакой предписанной структуры управления!  Что еще важнее, большинство существовавших концепций управления были настолько неправедны, что Исус сказал: "ДА НЕ БУДЕТ ТАК СРЕДИ ВАС!" (Мф. 20:26.)  ‘Правление’ должно было уступить место убеждению и руководству личным примером. Диктаторские системы администрирования были не знакомы новорожденным церквям. 

Глубокое изучение писем Павла к церквям Господа показывает, что он всячески избегал проявлять ‘власть’ теми способами, какие приняты у лидеров-мирян.  В двадцати случаях Павел, с осторожностью подбирая слова, убеждал верующих, никогда не принуждая!  Он употреблял выражение "призываю вас" (умоляю, прошу) а не "наказываю вам".  (Более подробно об этом читайте в Примечании в конце главы 3).  Только позже, после того как Диотреф ‘увел’ паству, ранее находившуюся под опекой Иоанна (3Ин.9-10), Церковь повернула к запретной автократической модели. 

Истинная Церковь постоянно находится под орудийным огнем Сатаны.  Невозможно избежать влияния диавола в человеческой структуре управления.  Сатана -  бог этого мира.  Он - повсюду в этом мире, нравится нам это или нет.  Личные усилия каждого верующего - единственный путь держать его за пределами Церкви. Если каждый из нас, последователей Христа, не допустит диавола в свою жизнь, тогда ему не проникнуть в Церковь.  Это - коллективное усилие, успех которого зависит от каждого из нас.

Разумеется, это подразумевает, что каждый член конгрегации - ИСТИННО верующий. Мы понимаем, что это - нереалистичная гипотеза.  В "пшенице" всегда есть "плевелы", всегда были и всегда будут до самого последнего часа "жатвы" (Мф. 13).

Соблюдение духовного равновесия и соответствующих рамок администрирования зависит от должного отклика каждого верующего в конгрегации.  Поэтому, когда церковные ‘руководители’ принимают решения относительно направления группы в целом, решения, влияющие на всех членов конгрегации, они должны советоваться с этими членами. 

Христос - ГОЛОВА принадлежащего Ему тела (Еф. 1:22; 4:15; 5:23; Кол. 2:10,19), которым является Его Церковь.  Голова руководит телом, исполняя функции мышления, рассуждения и управления.  Сегодня в большинстве церквей администрация присваивает себе это право.  Это равносильно богохульству!  Исус Христос должен направлять лично каждого из нас.  Он - Голова.  Он может вести, руководить и указывать каждой части Его тела, что делать или в каком направлении идти, согласно Его плану.  Он в высшей степени способен координировать все части Его тела.  Следовательно, Он - Правительство в Своей Церкви.  Он не нуждается в том, чтобы какой-то человек или группа людей брали на себя эту ответственность, присваивая себе Его право и прерогативу принимать духовные решения за Его народ.

Если церковный служитель думает, что обладает достаточной духовностью, чтобы вести избранных Христа подобным образом, то для него же будет лучше, если он подумает еще раз, долго и глубоко! Разве может человек открыть разум верующего для истины Божией?  Разве может человек всегда знать, как духовно вдохновлять других? Разве может человек знать, как усмирить и обратить ближнего? Конечно же нет!  Одному Богу ведомо, как работает мысль каждого отдельного человека; и только Бог может полностью проникнуть в наши мысли до самого донышка!

Долг служителя церкви - вскармливать паству на Слове Божьем и служить собратьям.  Разумеется, он не должен чувствовать себя значимее тех, кому он служит.  И уж конечно, он не должен считать, что его духовность автоматически превышает духовность остальных! (Флп.2:3.)  И далее, это не его паства, а Христова, ради которой он, служа, должен не жалеть своей жизни! (Ин.10:11.)

 Управление

Некоторые немедленно возразят, говоря: "Но ведь ни одна человеческая организация, пытающаяся исполнять Божий Труд на земле, никогда не смогла бы работать, сначала сама не организовавшись".

Если вы мыслите подобным образом, то вы не поняли главного: мы обсуждаем не организацию в физическом смысле, как скажем, организация учреждения, не административное строение заведения, не с человеческих позиций.  Мы касаемся тем духовных.

В письме К Коринфянам о восьми назначениях в теле Христовом, Павел их перечислил в порядке функциональной важности:

1.        Апостолы

2.        Пророки

3.        Учителя (в том числе евангелисты и пасторы)

4.        Чудотворцы

5.        Одаренные дарами целительства

6.        Помощники (физическая помощь и заступничество через молитву)

7.        Одаренные способностями к (физическому) административному управлению

8.        Одаренные сверхъестественными дарами языков.

 Все они незаменимы для эффективной деятельности тела Христова.  Они не перечисляются в порядке присвоенного человеком ‛ранга’.  В экклесии нет такого понятия!  Порядок продиктован важностью функции!  И более важные функции перечислены первыми.  (Больше на эту тему читайте в главе 6.)

Более того, совершенно понятно, что важность функции установлена Богом, а не человеком.  Человек не может рукоположить в чудотворцы, или в сверхъестественные дары целительства, и не может даровать дары языков.  Человек не может внедрить эти сверхъестественные дары в людей.  Только Бог может их даровать.  Аналогично, истинное призвание к служению и чин могут быть только от Святого Духа.

Только Бог дарует человеку быть апостолом, пророком или другие дары служения.  Человек не может ими наделять.  Когда в церковной организации людей рукополагают в изобретенный человеком чин, то это - человеческое назначение. Такой ‘рукоположенный’ может носить звание, например ‘апостол’ или ‘евангелист’, но это не делает его ни тем, ни другим.  Когда Бог назначает апостола, пророка, или евангелиста, Он подтверждает Свое назначение чудесными знаками, которые сопровождают служение такого человека (2Кор.12:12).

В церковных организациях многие еще не понимают эту истину.  Они судят по званиям и назначениям человеческим, не понимая, что эти звания ничего не значат.  Эти люди - всего лишь наставники, назначенные другими, вышестоящими людьми в организации. Такая система рангов имеет человеческую, а не божественную природу.

Все истинные дары в Церкви даются Богом.  Бог определяет, кому быть апостолом, а кому иметь дар языков.  Если бы все в Церкви оперировали в даре языков, но не было бы апостолов, результатом был бы многоязычный лепет, ни к чему не ведущий и мало кого затрагивающий посланием о спасении.  Я не пытаюсь принизить важность дара языков.  Он важен, когда используется правильно и в равновесии с другими дарами Духа.  Но помазание апостольского дара важнее, чем дар языков.

Седьмым в списке числится дар к административному управлению.  В организованной человеком деятельности административное управление очень важно.  Чтобы все шло гладко, необходима структура.  Каждый человек в такой структуре исполняет порученные ему задачи (административные обязанности) по мере своих способностей. Все придерживаются административной процедуры, установленной теми, кто имеет знания и опыт в физическом управлении данным типом предприятия.

Администраторы нужны.  Когда люди организуются в ассоциацию или компанию, в ней должны быть руководители.  Наиболее компетентные, имеющие опыт, способности и знания, могут советовать, обучать и руководить деятельностью такой организации.  Если бы ‘подчиненные’, не имеющие опыта, постоянно противились и отрицали разумные указания ‘управляющего’, то деятельность предприятия превратилась бы в анархию и полный беспорядок.  Однако чтобы достичь наибольшей эффективности, руководитель должен управлять с любовью. Жесткое диктаторство или высокомерие не допустимы ни при каких обстоятельствах.  Они порождают раздор и приводят к катастрофе.

Административные постановления являются физическими обязанностями, а не духовными наказами.  Крайне важно понять разницу и не путать физическое управление с духовным контролем. Тогда как физическая структура организации имеет эффективных администраторов, управляющих ее деятельностью, этот формат не может быть применим к духовным делам в Церкви. Необходимо осознавать разницу и применять это понимание на практике.

Необходимо делать четкое различие между физическим и духовным управлением.  Тогда как люди могут выполнять аспекты физического управления, они должны внимательно прислушиваться и позволять Святому Духу направлять духовные дела в теле Христовом.

В этом мире часто наблюдается резкое разграничение между ‘правящей кастой’ и ‘низами’.  Между управленческим аппаратом и работниками часто существуют трения и борьба.  Это - результат порочных духовных принципов и подходов.  Исус учил нас отвергать мирские различия и предрассудки.  Он сказал, что мы все - братья (Мф.23:8). Перед Богом все равны, будь то апостол или новообращенный уличный бродяга, недавно принявший Христа.  Единственная разница заключается в уровне помазания Духом на жизни каждого, и в достигнутой ступени духовного развития.  Но оба имеют равные возможности. Оба одинаково являются братьями и сонаследниками благого дара жизни, и могут стать сынами Божиими.

Апостольское положение не дает апостолу большее право давать духовные наставления бродяге, чем право налагать духовные ограничения на апостола, которое имеет бродяга во Христе.  Однако, в силу своей функции, апостол несомненно укажет бродяге духовные обязательства, которые мы все разделяем (Рим. 8:12).  В этом смысле между нами нет разницы.  Все мы - смертные, но имеющие духовный потенциал.  Ни один смертный в теле Христовом не имеет больше власти, чем остальные.  Бог желает даровать каждому из нас духовные дары ради духовного назидания всего Тела.  И Он дарует, если мы открываемся Святому Духу.

Обратите внимание, что я говорю: Бог желает даровать нам духовные дары.  Слишком часто Он не может этого сделать из-за сопротивления, которое оказывает человек.  Вероятно, я многих уже оттолкнул упоминанием дара языков и других чудесных даров Духа.[7] Некоторые верующие этого просто не понимают.  Сами никогда не испытав подобных вещей, они были убеждены ложными утверждениями других, что подобные манифестации - от диавола.  "Волки в овечьих шкурах" скармливают им ложь. Эти дары существуют и действуют сегодня!  Но они проявляются только там, где люди, ограничивающие тело Христово, отступают и отдают управление Святому Духу.

 О церковных богослужениях

Никто - ни служитель Бога, ни член конгрегации, не владеет монополией на Истину.  Поэтому, никто не имеет единоличного права вести и определять порядок собрания конгрегации в силу своей ‘духовности’ или ‘чина’ в церкви.  В связи с уникальностью нашего индивидуального опыта и личных качеств, каждый из нас может внести ценный вклад в ход собрания верующих, повинуясь побуждению в Духе.

В большинстве церквей западного общества преобладает традиция, согласно которой проповедник ведет программу собрания.  Участие конгрегации обычно сводится к минимуму.  В некоторых церквях утвердилось мнение, что проповедник имеет более высокий уровень духовности, чем ‘рядовые’ члены общины и поэтому имеет право монополии на ведение собрания.  Единицы осознают, что, соглашаясь с подобной практикой, они тем самым следуют и даже поклоняются человеку, а не Христу! Вот как далеко от Истины отошли некоторые церкви!  Подобная практика кощунственна!

И действительно, что может нам дать подобное традиционное собрание церкви, когда мы духовно подросли и переходим от духовного "молока" к "взрослой пище"?  Разве Иоанн не указывает, что мы не должны бесконечно оставаться "младенцами во Христе"?

            "Помазание, полученное от Него, пребывает в вас, и у вас нет нужды, чтобы кто-либо учил вас..." (1 Ин. 2:27).

Нет сомнений, что во многих традиционных церквях участие члена конгрегации в обычной службе крайне ограничено.  Обычно один или два человека обращаются к конгрегации, когда с поучением, а когда и со снисхождением.  Эти два человека - неизменно пасторы или проповедники, чаще всего назначенные вышестоящим руководством, и лишь изредка действительно помазанные Богом.  Не так было в Церкви, основанной Исусом.

Христос желал, чтобы все верующие собрания принимали участие согласно способностям и побуждениям в Духе.[8]  Павел отмечал, что "ВСЕ могут пророчествовать по очереди, дабы всем поучаться и всем получать утешение" (1 Кор. 14:31).

Пришло время коренным образом пересмотреть ценность привычного богослужения, установленного на традиционных моделях.  Не следует слепо следовать обычаю.  Традиция хороша лишь постольку, поскольку она основана на Слове Божием.  В противном случае на ней лежит печать с числом человека - 666!

В правильной духовной среде Господь по Своему усмотрению может даровать верующим дары Духа, перечисленные в 1 Коринфянам 12:7-11: дары целительства, чудотворства, языки, истолкование языков, пророчество, изгнание демонов, и другие. Наряду с другими, менее зрелищными дарами (помогать, служить, ободрять и проявлять щедрость), эти знаки должны сопровождать всех истинных верующих (Мк. 16:17).  Каждый верующий должен проявлять хотя бы один из разнообразных даров Духа, которые давно не проявлялись существенным образом в большинстве конгрегаций.

Когда ранняя Церковь собиралась вместе, с конкретной целью учиться, сверхъестественные манифестации происходили постоянно. Они были дарованы всем членам конгрегации, дабы все могли поучаться (1Кор.14:31; 12:17).  Эти дары были такой же неотъемлемой частью деятельности Церкви, как учителя, которым было поручено ‘кормить’ Церковь (1Кор.12:28). Апостол Павел призывает нас жаждать чудесных даров Духа (там же, ст.31). Такие божественные дары должны всегда приниматься с благодарностью и получать поддержку своему развитию.

Хотя присутствия этих даров в некоторых церквях сегодня не увидишь, но после установления необходимой духовной среды (когда такие дары желанны и поощряемы), Святой Дух вскоре явит себя.  Дары Духа сегодня щедро проявляются в некоторых христианских группах и отдельных верующих (‛харизматах’), позволяющих Исусу руководить ими на этом пути.

Существующая формальная служба с проповедью, основанная на Протестантской модели и принятая в огромном множестве церквей, не позволяет Святому Духу работать через всех членов конгрегации.  Менее формальные модели службы позволят ВСЕМ принимать активное участие, дабы все могли поучаться.

В ранней Церкви, когда верующие собирались вместе в доме одного из братьев, они собирались не для того, чтобы выслушивать формальные проповеди одного или двух. Неформальность обстановки благоприятствовала проявлениям любви Божьей через всех присутствовавших. Атмосфера была праздничной и простой; каждый мог высказаться, если испытывал к тому побуждение.  Единственная рекомендация, высказанная Павлом по вдохновению от Господа, призывала верующих, чтобы все происходило в добром порядке, - не хаотично, - и было бы поучительно (ст. 26).

Даже когда Церковь собиралась в общественном месте, эти собрания не носили более формальный характер. Они были упорядочены, но не организованы (1Кор.14:27-31).  Разница между этими двумя понятиями очень существенна.  Любой мог взять слово, если его побуждал Дух.  Более того, большая часть богослужения была спонтанной, а не заранее организованной и распланированной.

В связи с тем, что собрания верующих церкви в Коринфе становились слишком беспорядочны, Павел рекомендовал, чтобы высказывались человек шесть (двое или трое ‛на языках’ и двое или трое с прочими боговдохновенными речами).  Сегодня мы имеем противоположную проблему!  В большинстве церквей богослужения сошли до уровня пустого формализма. Это - последствия человеческого управления и регулирования в церкви, которые в конгрегации должны быть сведены к минимуму.  Главной побудительной силой в группах верующих должен быть Дух.  Собрания большинства церквей остро нуждаются в гораздо большей чуткости к присутствию Духа.  Когда вместо духовной открытости, в церкви господствует контроль человека, эта церковь начинает умирать.

Дэвид Уотсон сделал проникновенное замечание в своей книге Едины в Духе.  Он пишет: "Слишком часто человеческая организация подменяет истинную духовную власть" (ст.29).  Он карикатурно изобразил историю Церкви:

"Ветер Духа веет, неся силу возрождения; и какое-то время все так волнительно, хотя и несколько непредсказуемо.  Но вот приходит человек и пытается все происходящее организовать, потому что он хочет все держать под контролем.  На деле, ему страшно потерять контроль.  И Святой Дух печально удаляется.

Иногда я думаю об этом, как о Боге, открывающем окна Церкви.  На некоторое время воцаряется блаженный бриз, и спертость воздуха исчезает.  Но бриз сдувает с места различные бумажки и документы, и они разлетаются по всему помещению.  Из-за такого неподобающего беспорядка лидеры церкви плотно затворяют окна.  Вот бумаги опять водворены на место, в аккуратные и упорядоченные стопки.  Но окна затворены; ветер улетел, и спертый воздух снова возвращается".

Контроль человека имеет ужасные последствия в конгрегации верующих!  Согласно плану Господа, верующие должны быть ведомы Его Духом, а не просто людьми!

Примечания (Footnotes)

5. Смотри Приложение под заголовком: Было ли дано Петру главенство над Церковью?
6. Цитировано по Буквальному Переводу Янга.
7. Чрезвычайно важная тема духовных даров освещается в книге Введение в Дары Духа и Священный Огонь! от ММ.

8.

Публикация Принципы Истинного Поклонения рассматривает этот важный вопрос.


Обратно к Началу Страницы

Предыдущая Содержание Следующая

 

Авторское право © 2014

MidnightInAmerica.net