Midnight In America Homepage  

Закон Моисея

Малколм Б. Хип

Большинство христиан имеют неверное понятие об этом важном предмете.

Закон Моисея не был придуман Моисеем.

Бог дал ему этот закон, как руководство к практической праведности! 

Когда Илия выступил против лжепророков на горе Кармил (1Царей 18), 

он решительно высказался в поддержку Закона Моисея! 

Пророк Малахия предсказал возвращение Илии,

который восстановит Закон для народа в конце времен (Мал.4:4-6).

Это время наступило! 

Термин ‘Закон Моисея’ неверно понимается и неправильно трактуется. Несколько лет тому назад я слышал проповедь Дерека Принса, в которой последний говорил так, будто Закон Моисея неприменим к нам под Новым Заветом. Он не объяснил должным образом, что такое Закон Моисея; и было понятно, что он сам не знал точно, что же это такое.

Дерек Принс не одинок в своем заблуждении. Невежество в этом вопросе широко распространено среди христиан евангельских и харизматических кругов. Большинство полагает, что закон ‘отменен’.

Однако последнее пророчество Ветхого Завета призывает ПОМНИТЬ закон Моисея. Увы, всякий раз, когда Бог побуждает Своих пророков что-то записать дабы мы помнили, люди в большинстве своем об этом забывают. Именно потому, что Бог об этом знает, Он дает нам напоминания через пророков.

Бог заранее знал, что диавол извратит истину и что большинство поверит лжи. Богу присуща непостижимая для нас мудрость. Он знает человеческое сердце. Ему известно, что многие не хотят Ему повиноваться. Таким людям Он готовит западню:

Он уловляет мудрецов их же лукавством (Иов 5:13).

По этой причине Бог пошлет им сильное заблуждение, чтобы они поверили лжи (2Фес.2:11)… ибо они не приняли любви истины для своего спасения (2Фес.2:10).

Обратите внимание, что Бог допускает, чтобы сильное заблуждение нашло на тех, кто имеет дух непокорности. Неверное представление о Законе Моисеевом как раз и является таким заблуждением. Оно очень распространено и настолько сильно, что большинство людей невозможно убедить в том, что они поверили лжи.

Обратите внимание также на то, что говорит вышеупомянутое последнее пророчество Ветхого Завета, ибо оно определяет, чем является Закон Моисея:

Помните Закон Моисея, слуги Моего, который Я заповедал ему на Хориве для всего Израиля, его правила и уставы (Мал.4:4).

Закон, который Бог дал Моисею, не был законом Моисея. Это был ЗАКОН БОГА, данный для человечества – наставления Бога человеку. Сначала Господь дал Свой Закон Израилю, ибо это был единственный народ в то время, которому Он открывал духовные истины. Израиль был ветхозаветным предтечей новозаветной Церкви. Это была ‘церковь в пустыне’ (Деян.7:38).

Только Бог может отменить то, что Он заповедал. Человек не имеет такого права. Можете исследовать весь Новый Завет, от первого до последнего слова, но нигде не найдете указания Бога об отмене Закона Моисея. Наоборот, некоторые из первых слов Исуса, записанных для нас в Евангелии от Матфея, полностью отрицают такую точку зрения:

Не думайте, что Я пришел уничтожить Закон… (Мф.5: 17).

Исус был так непреклонен в Своей позиции что Закон Моисея не должен быть отменен, что Он продолжил словами:

Ибо истинно говорю вам [мог ли Он подчеркнуть Свою позицию сильнее?], пока небо и земля не исчезнут [они еще не исчезли] ни одна йота и ни одна черта ни в коем случае [еще одно подчеркивание] не исчезнут из закона, пока все не исполнится. [Еще не все исполнилось!] (Мф.5:18).

А что думает Исус о тех, кто утверждает, что некоторые части Закона больше не имеют силы? Пусть Он сам скажет:

Итак, кто нарушает одну из малейших этих заповедей и других учит так [делать], назовется малейшим в царстве небесном; а кто исполняет и других учит исполнять их, тот назовется великим в царстве небесном (Мф.5:19).

Вот вам ответ. Исус говорит, что учителя Библии, которые сами принимают и других учат неверной позиции, по которой Закон Моисея больше недействителен для нас, оцениваются Им очень низко. Их учение ничего не стоит. И напротив, кто учит верующих, что все Божьи заповеди имеют огромную ценность, тот велик в глазах Бога.

Не так давно мне был сон от Бога, в котором я получил пророческое слово:

Успех проповедника оценивается не количеством людей, которым он проповедует, а глубиной покаяния, которое он проповедует.

Я не писатель и не красноречив; это слово было для меня слишком мудреным. Возможно, именно поэтому Бог дал его через сон.

Итак, возвращаясь к тому, с чего мы начали: Закон Моисея представляет собой учение, данное Моисею Богом. Оно содержало Десять Заповедей, а также различные правила и установления, как ясно из пророчества Малахии 4:4. Некоторые из этих установлений применимы в изначальном виде; другие нуждаются в модификации или усилении, поскольку они были ориентированы на систему, в которой тогда жили люди, и которая была главным образом аграрной. Относительно последних мы нуждаемся в дальнейшем откровении для того, чтобы понять, как применять их в современном обществе.  Например, Суббота для земли и Юбилей. Эти принципы по-прежнему правомерны, но как их применять сегодня непонятно, поскольку мы не нация под правлением Бога. Мы – индивидуумы, которые пытаются жить по закону Бога в крайне несовершенной (сатанинской!) системе.

Разумеется, Десять Заповедей остались неизменными, что бы ни говорили некоторые люди. Они были высечены в камне, символизируя их незыблемость. В отличие от Заповедей, правила и установления были записаны на пергаменте. Но все это вместе является Божьим Законом, данным для человека, и не было отменено смертью Исуса на Голгофе. Единственная часть, которая перестала быть действительной, это Левитские законы, имеющие отношение к ритуальному очищению: животные жертвы, физические приношения и омовения, и т.п. Эти физические ритуалы, которые должны были регулярно совершать священники Левиты, служили напоминанием о каре за грех, пока не пришел Христос, жертвенная смерть Которого раз и навсегда искупила все грехи. Послание к Евреям объясняет, что Исус положил конец Левитскому священству, отменив Своей смертью эти обряды, и установил новое всемирное священство, состоящее из всех, в ком пребывает Его Дух (1Пт.2:5).

Это и были те аспекты ‘Моисеева Закона’, которые были отменены со смертью Исуса. (Больше об этом позже.) Все же остальные установления Бога, относящиеся к поведению человека, по-прежнему остаются в силе. В противном случае, на «Иерусалимском Соборе» (Деян.15) апостолы не написали бы новообращенным язычникам, советуя им соблюдать такие аспекты Закона Моисея:

… воздерживаться от пищи, оскверненной идолами, от половой безнравственности, от [мяса] удушенных [животных], и от [употребления в пищу с мясом] крови (Деян.15:20).

Почему апостолы не рекомендовали верующим исполнять другие, более известные аспекты Закона Моисея (такие как соблюдение Субботы и Божьих святых дней, или не есть нечистого мяса)? Они и без того были хорошо известны новообращенным язычникам и исполнялись ими, и поэтому не было нужды о них напоминать. Это подтверждается следующим стихом:

Ибо [закон] Моисеев во многих поколениях имеет тех, кто проповедует его в каждом городе, и читается в синагогах каждую Субботу (Деян.15:21).

Главное возражение против того, что я здесь объясняю, происходит от неправильного толкования. Некоторые утверждают, что глава 15 Деяний показывает, что больше нет нужды соблюдать Закон Моисея. «В конце концов, - говорят они, - в ней говорится, что проблема возникла из-за того, что легалисты заявляли, что обращенные язычники должны соблюдать Закон Моисея.»

Давайте перечитаем вместе:

Некоторые пришли из Иудеи и учили братьев: «Если не обрежетесь по обычаю Моисееву, не можете спастись» (Деян. 15:1). Некоторые из секты Фарисеев, которые уверовали, встали и говорили: «Необходимо их обрезать, и велеть им соблюдать Закон Моисеев.» (Деян.15:5)

Понятие ‘Закон Моисеев’ здесь было расширено. В него был включен существовавший задолго до Моисея ритуал обрезания, который был дан Аврааму (и его потомкам) как знак Завета, который заключил с ним Бог (Быт.17:11). Но кое-что гораздо более важное остается незамеченным большинством людей в этой главе. Они не замечают того, что Фарисеи и другие легалисты подчеркивали дела, а не веру Христову. Они настаивали на том, что дела были необходимой предпосылкой к спасению, наводя на мысль, что они являлись частью процесса спасения. А это совершенно неверно. Исус спасает нас Своей кровью и Своей жизнью, - то есть, Своим Духом, живущим в нас.

Наши дела не спасают нас. Но это вовсе не означает что, придя в веру, мы можем отбросить их, сказав, что они не имеют значения. Получив Божий Дух, мы совершаем добрые дела (Еф.2:10), которые свидетельствуют о Его присутствии в нас. Мы покоряемся Богу, исполняем Его заповеди и установления наилучшим возможным для нас образом не для того, чтобы обрести спасение, а потому, что это правильно. В каком-то смысле они подтверждают, что мы являемся преемниками обетований Бога в спасении через Христа. Ибо тогда мы начинаем жить так, как жил на земле Исус, а Он был всецело послушен всему Закону Бога.

Если бы Закон Моисея не имел отношения к христианам, то глава 15 книги Деяний не содержала бы его положений, напоминая нам о нашем долге их соблюдать (Деян.15:20), и мы могли бы делать все что пожелаем. Тогда мы могли бы безнаказанно нарушать все Божьи заповеди! Здесь кроется причина того, что это лжеучение так широко распространилось. Многие люди (даже среди ‘христиан’) отдают предпочтение беззаконию, а не вечной жизни!

Другие публикации ММ на эту тему:

Кто такой Илия Последних Дней?

Полемика о Законе и Благодати

Большинство евангелистов

отвергают Закон Моисея

В девяностых годах я послал несколько писем Дереку Принсу и сотрудникам его службы, пытаясь предупредить его о некоторых серьезных ошибках доктрины, которой он учил. Как большинство других евангелистов, он не желал об этом знать. Предлагаю вашему вниманию одно из этих писем.

28 ноября 1997 г.

Недавно я приобрел экземпляр вашей отличной брошюры Бог соединяет сердца. На странице 133 вы делаете некоторые комментарии, которые я нахожу сомнительными. Они противоречат некоторым вашим учениям, изложенным в других публикациях. Пишу, чтобы попросить вас внести ясность. Я уже ранее писал в ваш офис в Англии, но мои письма остались без ответа, хотя я просил переслать мои письма вам. Я буду очень благодарен, если вы ответите, несмотря на вашу занятость.

На странице 133 вы говорите: «Закон Моисея должен всегда применяться как единая, всесторонняя система, все требования которой одинаково правомерны». Затем, применительно к этому закону, вы цитируете Иакова 2:10, который гласит что, преступая один пункт, мы виновны в преступлении всего закона.

Однако в другой публикации Как поститься успешно (ст.58) вы пишете, что есть один аспект этого закона, который мы как христиане не обязаны соблюдать сегодня – это Суббота. Однако Суббота есть неизменная заповедь, высеченная в камне перстом Бога. Разве это не является символом ее незыблемости для нас? Этот факт существенно отличает Десять Заповедей от правил о жертвоприношениях, которые были отменены безупречной и высшей жертвой Исуса.

В Деянии, глава 15, апостолы писали новообращенным язычникам, рекомендуя им соблюдать определенные аспекты Закона Моисеева. В частности, они должны были не употреблять в пищу кровь и удушенных животных. Апостолы также подчеркивали послушание некоторым другим пунктам, которые мы не поддаем сомнению сегодня – например, избегать половой распущенности. Эти аспекты были упомянуты по той причине, что их важность надо было подчеркнуть для той аудитории, тогда как все другие аспекты этого закона не нуждались в напоминании:

…Ибо Моисей проповедуется в каждом городе с ранних времен и читается в синагогах каждую Субботу (Деян.15:21).

Ясно, что эти другие аспекты [такие как Суббота и Божьи праздники] не требовали дополнительного подтверждения.

Я пытаюсь показать, что апостолы не говорили, что закон Моисея упразднен. Наконец, этот закон включал в себя десять заповедей, и христианам надо их исполнять не только в букве, но в Духе, как показал нам Исус в Своей ‘Нагорной проповеди’. 

Спор касался аспекта, который появился гораздо раньше, чем закон Моисея, а именно обрезания (Деян.15:5), но который в конечном итоге отнесли к закону.

Малахия пророчествовал о необходимости поддерживать закон Моисея (Мал.4:4), что настойчиво утверждается как работа Илии последних дней (стихи 5 и 6). Покорность Богу во всех смыслах, - как вы правильно  подчеркиваете, - является фундаментальным аспектом святости.

Поэтому я спрашиваю: если Иаков (Иак.2:10) говорит о законе Моисея (как вы сами утверждаете) и настаивает, что мы должны соблюдать весь закон, то почему вы учите людей, что есть аспекты закона, которые не надо соблюдать?

Буду благодарен за обоснованный ответ, когда у вас будет время. Спасибо.

Ответа не последовало!

Рекомендованное чтение:

Фестивали Бога, Наш Субботний Покой,

Вера, однажды доверенная святым

Аспекты Закона Моисеева

Внимательное изучение Нового Завета открывает несколько конкретных аспектов Закона Моисея, которые согласно Исусу остаются для нас действительными (что бы об этом ни думали многие проповедники). Например, Он бранил Фарисеев за их легалистичный подход, жестокосердие, отсутствие любви и духовности. Но Он подтвердил, что то, чему они учили, надо исполнять:

Книжники и Фарисеи сидят на Моисеевом месте. Поэтому все то, что они вам говорят, соблюдайте и делайте, но не делайте того, что они делают; ибо они говорят, но не делают (Мф.23:2-3).

Иными словами: заповеди и указания в книгах Моисея (Закон Моисея, которому они учат) важны для человеческого поведения. Но сами они – лицемеры. Не поступайте как они!

Вы даете десятину с мяты, аниса, и тмина, но упускаете более важное в законе: справедливость, милосердие и веру. Это следовало вам делать, не оставляя другое несделанными (Мф.23:23).

Рекомендованное чтение: 

Десятина Божья,

Давать и получать

Не ешьте ничего с кровью, не ворожите и не гадайте (Лев.19:26).

Оккультные практики ворожбы и гадания основаны на откровениях, исходящих из демонических источников. Хочу спросить тех, кто придерживается мнения, что Закон Моисея сегодня недействителен для христиан: возможно, вы согласны с теми, кто одобряет оккультные практики?  Я так не думаю. Но ваша логика требует именно этого, иначе вы непоследовательны.  

Не обращайтесь к вызывающим мертвых и волшебникам;  не ходите к ним…(Лев.19:31).

Обратите внимание на некоторые другие пункты Закона Моисея, которые столь же применимы к новозаветным верующим в наши дни:

Видите ли теперь, насколько применим сегодня Закон Моисея? Надеюсь, что да.

В 1996 году Бог обратился к одному пророку в Северной Америке и сказал, что США  и Церковь Америки ожидает суровая кара и плен, потому что они осквернили то, что свято для Бога. Еще Бог сказал, что они могут избежать этой кары, если восстановят Закон Моисея и будут жить по нему! (Больше об этом в публикации ММ Неизбежное падение Америки.)

Примечание: Аспекты Закона Моисея, которые устарели и неприменимы сегодня, включают суды (например, Лев.20) и ритуалы очищения, которые призваны были напоминать им об их нужде в духовном очищении. Сегодня у нас есть Святой Дух, который нам напоминает об этом. Поэтому нам не нужны для этого физические ритуалы. Дух Божий напоминает нам о нашей ежедневной нужде: 1) в очищении кровью Исуса, 2) в выработке праведности пребывающим в нас Духом Христа.

Очистительные ритуалы Ветхого Завета были отменены со смертью Христа, как указывает книга К Евреям. В них входили ритуалы очищения женщины после рождения ребенка (Лев.12), во время месячных циклов, или если у нее были более серьезные истечения (Лев.15:19-33); очищения мужчины, если у него случалось извержение семени (Лев.15:1-18); очищения человека, коснувшегося мертвого тела (Лев.19:11-22); ритуалы, связанные с очищением народа в день Искупления (Лев.16); а также животные жертвоприношения (Лев.1-6; 7:1-21).

Запрет подстригать края бороды и брить бока головы (Лев.19:27) следует рассматривать в контексте. Несколько слов о двух последних уставах. Бритье боков головы (подобно стрижке Ирокезом) являлось языческим ритуалом, который совершался в ханаанской религии, которую Бог осуждал как идолослужение. Подстригание края бороды являлось практикой египтян, частью их идолослужения. Прямоугольная форма бороды фараонов ясно видна на египетских высеченных фигурах того исторического периода. Этот устав сегодня потерял свое значение в нашей культуре, которая имеет различные идолопоклонские обычаи. Поэтому практика религиозных иудеев нашего времени, которые не стригут бороду или волосы по бокам головы, совершенно вырвана из контекста.

Закон Моисея до Моисея

Это может звучать смешно, но ‘Закон Моисея’ существовал до времени Моисея. Нетрудно увидеть, что его части были известны человеку задолго до того, как Бог дал его Моисею.

Этот Закон не был придуман Моисеем. Бог дал его на горе Хорив (Синай). Он был дополнением к Десяти Заповедям, которые Бог начертал Своим огненным перстом и дал Моисею на этой горе.

Изначально данный Израилю, Закон не предназначался лишь для этого народа. В каком-то смысле, Церковь является сегодня духовным Божьим ‘Израилем’. На данный период времени Бог прекратил работать с нацией Израиля в целом (Рим.11). Бог возобновит эту работу после второго Пришествия Исуса и установления Его тысячелетнего правления. Пока же Он работает с Церковью; и правила, описывающие идеал поведения, данный Им через Моисея, в равной степени относятся ко всей Церкви.

Более того, некоторые аспекты этого закона были даны задолго до Моисея, и даже задолго до рождения Израиля! Я уже упоминал два таких аспекта – запрет на употребление в пищу крови (Быт.9:4), и наказ соблюдать святость Субботнего дня, который Бог дал человеку от Сотворения (Быт.2:3). 

Есть и другие действующие правила поведения, которые Бог дал всему человечеству от начала его существования, - задолго до того, как Моисей их записал. Сюда входят законы, запрещающие:

- убийство (Быт.4:10-11; 9:5-6);

- насилие (Быт.6:12-13);

- половую распущенность (Быт.6:2);

- прелюбодеяние (Быт.12:14-20; 20:1-16).

Если читать внимательно, в книге Бытия можно также найти упоминания о других вопросах, которые определяются в Законе Моисея:

- Фестивали Бога (Быт.1:14);

- Десятина Бога (Быт.14:20);

- Пасха (Быт.14:18);

- Праздник Шатров (Быт.4:3-4) [1].

Упоминания о фестивалях Бога в книге Бытия скрыты от тех верующих, которые предпочитают принимать на веру учения «своей» церкви. Но внимательное изучение многое вам откроет. В Бытии 1:14, например, Бог утверждает, что Он поставил в небе солнце и луну таким образом, чтобы они были знаками, которые определяют периоды (сезоны, времена), а также дни и годы. Слово периоды в данном тексте выражено древнееврейским словом моэдим, которое относится не только к четырем временам года, но также и к праздничным периодам.

В Бытии 4:3 мы читаем, что Бог ожидал приношений от Каина и Авеля в определенное время года. Это не было какое-то неопределенное требование, что было бы неразумно и потому несвойственно Богу. Он оговорил Свои требования к приношениям. Бог желал, чтобы Ему принесли в дар агнца: «Авель принес от первородных стада своего и от тука их» (Быт.4:4).

Фраза в Бытии 4:3: «Спустя несколько времени...» в оригинале дословно говорит: «В конце дней…» - то есть, в конце года. Это может относиться к празднику Шатров – фестивалю, который празднуется незадолго до или вскоре после осеннего равноденствия - после сбора урожая, в конце всего годового сельскохозяйственного цикла. Отсюда - «конец дней».

Пойдем дальше. Что вынес Мелхиседек Абраму (Быт.14:18-20) в знак избавления и благословения? Хлеб и вино – символы новозаветной Пасхи! (Лк.22:15-20.) А кто такой был Мелхиседек? Имя его в переводе означает: «Мой Царь – Праведность». Он был Священник и Царь одновременно – явление Бога в человеческой (или телесной) форме, который позднее пришел на землю как Исус, наша Пасха.  

Исус и Закон Моисея

Исус поддерживал Закон Моисея и соблюдал его, - не только потому, что безупречно соблюдать закон было Его долгом как Мессии. Он также подавал нам личный пример того, как нам следует жить.

В период искушения в пустыне, каждое писание, которое Исус цитировал, отвечая Сатане, было взято из Закона Моисея. Он не считал этот закон недействительным! Он и позже очень много цитировал Второзаконие (Мф.4:1-10).

Десять Заповедей представляют собой главный аспект этого закона, и Исус непреклонно настаивал на исполнении всех этих заповедей:

Если хочешь войти в жизнь, соблюдай заповеди (Мф.19:17).

Соблюдение этих принципов не заслужит вам спасение (Еф.2:8-9). Но почему вы думаете, что Бог даст вам спасение, если вы их презираете? Он требует от вас добрых дел (Еф.2:10; Отк.22:12), а не просто элементарной покорности. Вы должны стремиться к совершенству (Мф.5:48).

Первое изложение Исусом Своего учения строилось вокруг следующего положения:

Не думайте [большинство богословов сегодня так думают!], что Я пришел, чтобы уничтожить Закон [то, что записано в Пятикнижии – первых пяти книгах Моисея, - то есть, Закон Моисея] или Пророков [писания пророков, показывавших Израилю его неверность этому Закону]. Я пришел не уничтожить, но исполнить его [греческий оригинал дословно говорит: «наполнить дополна»]. Ибо истинно говорю вам, пока небо и земля не исчезнут, ни одна йота, ни мельчайший знак ни в коем случае не исчезнет из закона, пока все не исполнится. Поэтому, кто преступает малейшую из этих заповедей и так учит людей, тот назовется малейшим в царстве небесном, но кто исполняет их и учит [этому других], тот назовется великим в царстве небесном (Мф.5:17-19).

Сказано довольно ясно и очевидно, но многие не понимают. Многие просто не хотят понимать! Поэтому Бог допускает, чтобы они поверили лжи, ибо их природа такова, что они отказываются покориться Богу (2Фес.2:10-11). Но оставаться в заблуждении вовсе не обязательно.

Павел и Закон Моисея

Иудеи обвиняли Павла в преступлении Закона Моисея:

Они сказали ему: ‘Видишь, брат, сколько тысяч Иудеев уверовали, и все они ревнуют о законе; но им сообщили о тебе, что ты учишь всех Иудеев которые [живут] среди язычников отбросить Моисея, говоря, что они не должны обрезать своих детей и ходить по обычаям.’ (Деян.21:20-21)

Эти обвинения были ложными. Павел не учил, что мы должны нарушать Закон Моисея; но он учил, что покорность этому Закону не дарует спасения. Мы оправдаемся не нашими делами, а Божьей благодатью, через веру (Еф.2:8-9). Никто не может быть праведным, благодаря своим делам. Исус приписывает нам Свою праведность (2Кор.5:21), когда мы покаялись и проявляем желание принять праведность Бога. Но ее невозможно обрести своими усилиями. Она происходит от пребывания в нас Святого Духа.

Так учил апостол Павел. Он подчеркивал дела Духа, а не дела плоти.

Павел получил воспитание и образование в самой известной школе Иудейского религиозного закона. Он ревновал о Боге в этом отношении (Деян.22:3). Он не учил против послушания какому-либо аспекту Моисеева закона в применении к личному поведению. Но он учил против того, что послушание закону является средством достижения спасения. Павел объяснял также, что Левитские законы очищения и искупления животными жертвами, приношениями и ритуальными омовениями больше не нужны, ибо Исус раз и навсегда заплатил цену греха (Евреям, главы 7-10). 

Верующие, которые знали, что обвинение против Павла было ложным, предложили Павлу обрить голову, как требовал обряд, чтобы иудеи убедились, что в действительности он исполнял Закон Моисея:

Поэтому сделай, что мы тебе скажем: У нас есть четыре человека, которые приняли обет. Возьми их и очистись с ними, и оплати их издержки, чтобы остригли свои головы; и узнают все, что слышанное о тебе есть ложь, но что ты тоже держишь порядок и соблюдаешь закон (Деян.21:23-24).

Павел поступил так, как ему советовали (ст.26), чтобы зримо продемонстрировать свое послушание закону. Однако это вовсе не значит, что такие обряды очищения остаются в силе под Новым Заветом.

Важным является также тот факт, что Анания имел следующее одобрение от Бога и Павла:

Некий Анания, благочестивый человек по закону, имевший одобрение всех живших там иудеев, пришел ко мне; он стал и сказал мне: ‘Брат Павел, получи зрение твое’  (Деян.22:12-13).

Зачем было Богу использовать именно Ананию, человека благочестивого и почтенного в глазах иудеев (приверженца строгого соблюдения Моисеева Закона) для  исцеления Павла от слепоты, если верность закону стала теперь легалистским возвратом к прошлому, не являясь частью новозаветной веры? Многие заблуждающиеся богословы сегодня, как и в прежние века, бросают ложное обвинение, утверждая, что покорность Закону Моисея является легализмом или иудействованием. Если это так, то Исус тоже был легалистом! И если бы Он не был иудеем, то эти богословы обвинили бы Его в иудействовании!

Петр тоже упоминал подобные заблуждения, которые распространялись среди верующих в виде очень предвзятых слухов. Впоследствии они укоренились, дав начало ересям, которые теперь широко распространены среди христиан. Петр писал о Павле:

…дорогой брат наш Павел, по дарованной ему мудрости писал вам, говоря об этом, как и во всех своих письмах, в которых есть трудные для понимания вещи, которые неученые и неустойчивые люди перекручивают на свою погибель… (2Пт.3:15-16).

Вы когда-нибудь спрашивали себя почему Бог, в Своей высшей мудрости, допустил в Новом Завете столько написанных Павлом материалов, которые неверно понимаются многими - как простыми верующими, так и учеными богословами? Я скажу вам почему: чтобы они упали навзничь. Это было предсказано пророком:

Слово Господа было им: ‘заповедь на заповедь, заповедь на заповедь, строка на строку, строка на строку, тут немного, там немного, чтобы они пошли и упали навзничь, и были разбиты, и попали в сеть, и были  уловлены (Ис.28:13).

Петр называл это «ошибкой нечестивых» (2Пт.3:17). Это один из способов, с помощью которого Бог отделяет зерна от плевел - истинных верующих от ложных. (Воистину поразительна бесконечная изобретательность Бога!)

Сегодня извращают даже те писания, которые доказывают правомерность Закона Моисея для верующих, и придают им противоположный смысл. Но эти самые слова будут судить их в последний день. Вот один лишь пример:

Итак, да не судит вас никто в еде или в питье, или в отношении фестиваля, новолуния, или Суббот (Кол.2:16). 

Однако антиномианцы используют именно этот текст для того, чтобы судить тех, кто соблюдает фестивали, новолуния и Субботы! Они заявляют, будто он доказывает, что нам не надо соблюдать эти дни поклонения - противоположное тому, что сообщает этот текст. Невозможно поверить, чтобы все ученые богословы были так глупы или слепы, чтобы не понимать того, что он в действительности говорит! Многие из них откровенно нечестны! Большинство учителей Библии используют данный текст как хитрую уловку, сбивая с толку своих последователей. Они хотят продолжать учить утвердившимся догмам, от которых не желают отказаться. Перейдя из этого мира в другой, они будут судимы этим текстом, смысл которого извращали.

Но вам необязательно попадаться на эту ложь. Вы имеете преимущество доступа к истине, поскольку:

…мы знаем, что закон благ, если кто использует его законно (1Тим.1:8)… по славному благовестию блаженного Бога, которое вверено мне (1Тим.1:11).

Проясняя Закон Моисея

Закон Моисея (Учение/Наставление) включал следующие категории:

  1. Десять Заповедей (Исх.20; Втор.5).
  2. Уставы (например, Лев.18:6-25). Они направлены к Богу.
  3. Суды (например, Лев.20). Они направлены к человеку.
  4. Обряды, относящиеся к животным жертвам (Лев.1-6; 7:1-21).
  5. Правила и установления, относящиеся к ритуальному очищению (различные).
  6. Иные дополнительные учения, история и наставления.
  7. Пророческие утверждения.

Чтобы понимать применимость каждой из этих категорий к нам как последователям Исуса, рекомендуем вам сначала прочитать публикацию Полемика о Законе и Благодати и другие книги, упомянутые выше в этой брошюре.

Теократия Израиля

Освободив Израиль от рабства и выведя из Египта, Бог хотел сделать их Своей образцовой нацией. Конечно, Он заранее знал, что они Его отвергнут, и что Он достигнет этой цели только во время Тысячелетнего Правления, после второго Пришествия Христа. Тем не менее, Он предложил им шанс стать Его народом – народом, управляемым одним лишь Богом.

Чтобы они могли удовлетворять Его требованиям, Бог дал Израилю законы, записанные в Пятикнижии. Они были даны, чтобы Израиль мог узнать о святости Бога, а не для того, чтобы сделать святым Израиль. Эта цель не могла быть достигнута до тех пор, пока не пришел Исус, который сделал возможным пребывание Своего Духа в человеке. Цель законов Моисея состояла в том, чтобы очертить некоторые основы поведения человека, которые определяли его греховность. Период Моисеева Закона продемонстрировал Израилю (и всему человечеству на примере Израиля) присущие им упрямство и своеволие, которые привели к греховности. Греховность же - противоположна Божьему состоянию святости. Они ослушались и не жили так, как просил их жить Бог.

Опыт Израиля был необходим, чтобы проявить потребность в глубоком духовном очищении их побуждений. Он также показал полную неспособность людей (без Христа) достичь того уровня святости, который требуется для того, чтобы Бог мог жить среди них. (Это в равной степени касается любого другого народа и нации.) То, что Израиль не покорился Богу, стало важным уроком истории. Это был этап в процессе усмирения Божьего народа.  

Прежде чем Бог может войти и изменить вас, вы должны усмириться. Израиль должен был усмириться. Каждый из нас должен усмириться. Этот процесс не прямой и не простой. В нем есть изгибы и повороты. Он может продолжаться многие годы, десятилетия, и даже поколения. Он начинается с приглашения или предложения Бога, на которое человек отвечает отказом, после чего наступают печальные последствия (обычно называемые ‘судами’ или ‘наказаниями’).

Так случилось с народом Израиля. Израилю были предложены особенные взаимоотношения с Богом, который желал быть для них Правителем, Лидером, Защитником, Кормильцем и Возлюбленным (Мужем). Чтобы создать такие взаимоотношения, Бог стал также их Законодателем. Законы, которые Он им дал (если бы они их исполняли) обеспечили бы устойчивость их отношений с Богом. Он был бы их Богом, а они были бы Его народом. Он правил бы ими, защищал и вел, обеспечивая им все необходимое. Таковы были условия договора. Таков был Завет, который Он предложил им у горы Синай. И они согласились.

Это должна была быть уникальная форма правления, единственная и неповторимая в истории человечества: Теократия – целый народ под предводительством Бога. Он обещал сражаться за них, обеспечивать все их нужды, заботиться, охранять и сделать их предметом зависти для всех окружавших наций - если только они будут соблюдать Его законы. Вы знаете, что произошло дальше. Они не были верны и не исполняли свою часть Завета. Позже мы читаем у Самуила, что Израиль отверг Бога и потребовал себе царя из людей, чтобы он правил ими.

Десять Заповедей

Основой Завета были Десять Заповедей. Те самые десять заповедей, которые Бог громовым голосом провозгласил с горы Синай в присутствии всего народа, и которые Он начертал на камне Своим перстом. Они являются основой праведного поведения человека. Вот почему мы читаем у Павла:

Поэтому закон свят, и заповедь свята, праведна и добра (Рим.7:12).

Декалог (Десять Заповедей) был написан не на пергаменте или глиняных табличках. Он был вырезан в камне. Что это значит? Можно ли стереть слова, вырезанные в камне, и восстановить первичную нетронутую поверхность скалы? Разумеется, нет. Можно сколоть часть поверхности, но всякому будет ясно, что ее изменили. Божий закон Декалога не должен был никогда и никем изменяться, - тем более человеком! Он был безупречен (Пс.19:7-8) и не нуждался в изменениях. Он был дан человеку навсегда, и будет оставаться неизменным до конца времен.

Безупречный закон свободы, - как описывал его Иаков (Иак.1: 25), - является фундаментом для праведного поведения человека. Причина неуспешности Завета была не в законе, но в неспособности людей его исполнять (Гал.3:22; Евр.8:8-9; Рим.3:23).

Законы жертвоприношения

Поскольку Бог заранее знал, что Израиль не будет исполнять условия Завета, Он прибавил к основному закону (Десяти Заповедям и другим установлениям). Необходимо было постоянно им напоминать о преступлении ими Божьего Закона. Физическая нация, не имевшая глубокого понимания Духа, нуждалась в физических обрядах, исполнение которых служило бы напоминанием об их грехе и нужде в духовном очищении и спасении. В противном случае, они бы не понимали этого. Именно такую роль выполняли добавленные Богом законы о жертвоприношениях, приносимых за народ священниками Левитами.

Павел объясняет в книге к Евреям, что Левитское священство и его физическая система жертвоприношений были отменены со смертью Исуса (Евр.7-10). Мы можем предположить, что Павел получил это понимание непосредственно от Исуса, который его учил лично (Гал.1:12) в Аравии (там же, ст.17). Таким образом, эти животные жертвы, приношения и ритуальные омовения не имеют отношения к нам под Новым Заветом.

Уставы

В теократии Израиля, помимо Десяти Заповедей, Бог дал народу различные дополнительные заповеди. Они описываются как ‘постановления’, или ‘уставы’, чтобы отличить от Декалога. Однако они важны не меньше, чем Десять Заповедей. Они были даны для нравственного, духовного и физического руководства. Например, большая часть главы 18 книги Левит говорит о половом поведении; глава 11 этой книги описывает неудовлетворительные виды пищи; а главы 16 и 23 Левита учит о духовном поклонении.

Говоря о духовном поклонении, Божьи праздники (фестивали) имеют важнейшее значение. Они напоминают нам о плане Бога в Его работе с человечеством, о различных вехах Его плана спасения. В то время как заповеданные Богом фестивали продолжают быть обязательными для нас (как и все другие заповеди и установления нравственного поведения), физические жертвы в эти дни теперь заменены их духовными аналогами, которые каждый приносит лично, по побуждению Святого Духа.

Ранняя Церковь соблюдала все эти дни поклонения. Они являются Назначенными Богом Временами (моэдим на иврите). В эти дни Бог встречается со Своим народом в их собраниях поклонения. В эти дни Он неизменно изливает в собрании больше вдохновения, откровения и пророческих слов. Говорю об этом не понаслышке, ибо мы всякий раз испытываем это на себе, собираясь для поклонения в эти дни. 

Обряды очищения

Это физические ритуалы, которые требовалось совершать при различных обстоятельствах и телесных состояниях. Подобно физическим жертвоприношениям, они были призваны напоминать народу о необходимости искать чистоты, ибо Бог чист и свят. Сегодня они потеряли смысл для Божьего народа, в котором живет Божий Дух. Ибо Дух является нашим Учителем и напоминает нам об этом, по мере того как мы учимся слушать Его голос и следовать руководству Бога.

Суды

Это были наказания, которые Бог определил для Своего народа в то время теократии (например, Лев.20). Но Израиль отверг Бога из-за своей непокорности, и теократия была отменена. С отменой правления Бога были отменены и некоторые специфичные наказания. Однако это не означает, что с тех пор больше не было наказаний. Наказания оставались. Сам принцип суда/наказания за непокорность неизменен.

Позднее нация ушла в изгнание. Это было самое суровое из всех наказаний, о котором Бог их предупреждал (Втор.28:58-68). Он предсказал многие проклятия за непокорность:

Все эти проклятия придут на тебя, и будут преследовать тебя, и постигнут тебя, пока не будешь истреблен, ибо ты не слушал голоса Господа Бога твоего, и не соблюдал Его заповеди и Его постановления, которые Он заповедал тебе (Втор.28:45).

Обратите внимание, что Бог не разделяет заповеди и постановления. Как одни, так и другие одинаково правомерны для нравственного поведения и поклонения Богу.

Принципы судов тоже остаются правомерными. Нечистые духи служат орудиями в исполнении наказания за грех. Исус предупреждал о наших тюремщиках, которые будут неумолимы в преследовании грешников (Мф.5:25; Лк.12:57-59). В этой аналогии грех – наш соперник (или враг), Бог – судья, а Сатана со своими демонами – тюремщики (или истязатели), которые держат людей крепкой хваткой до тех пор, пока они не научатся покоряться добру и сопротивляться злу. 

Предубеждение против Закона

Мы живем в век беззакония, непокорности и бунтарства. Ложные учения о Законе Моисея изобилуют в ‘Христианстве’. Закон заклеймили  ‘рабством’ и отвергли очень многие, думая, что Исус с ним покончил. Но это неправда (Мф.5:17-19). Он лишь внес поправки в определенные его части.

К Закону Моисея проявляется много предубеждения. Многие судят о Законе на основании того, что они видят в Иудаизме, умозаключая, что иудеи исполняют то, что Моисей наказывал Израилю. Но не следует судить о книге по ее обложке. Еще глупее так судить о книге, которую по ошибке вложили не в ту обложку!

Видя ортодоксальных иудеев с длинными бородами и закрученными пейсами, в черных пальто и шляпах особой формы, которые выделяют их среди других людей, совершающих свои странные церемонии, коленопреклонения и обряды, не думайте, что это те обычаи, которые Бог дал Моисею для Израиля. В подавляющем большинстве эти обычаи представляют собой отклонения от того, что говорил Бог! Религия ушла далеко в сторону от Божьих идеалов. Моисей и законы, которые дал ему Бог, претерпели сильное загрязнение человеческими ‘домыслами’ во имя религии.

Закону Моисея, который в действительности является Законом Бога, создали дурную репутацию. Однако Павел писал, что, если был закон, который мог дать жизнь, то это был Закон Моисея!

Итак, закон против обетований Бога? Никак нет! Ибо если бы дан был закон, который мог давать жизнь, то истинно, праведность была бы от закона (Гал.3:21).

Причиной предубеждений является гордыня. Гордыня ведет к обману и неверному восприятию. И тогда появляется множество заблуждений. Это происходит из-за этого корня зла в сердце человеческом. Большинство людей отрицает необходимость соблюдать Божьи Субботы и фестивали под Новым Заветом именно потому, что гордость не позволяет им принять их. Они считают, что имеют высшую теологию. Но на самом деле она появилась в итоге неверного понимания и извращения смысла писаний Павла.

Все это – часть процесса усмирения. По ту сторону жизни они увидят, наконец, истину и осознают, что сопротивлялись той самой Истине, которой хотели служить. Моисей и Илия будут встречать их там вместе с Исусом. Отвергая Закон Моисея, они фактически отвергают Исуса. Ведь Пришедший во плоти, чтобы спасти нас от нашей греховности, был Давший эти заповеди Моисею. Он дал их не только для Израиля, но и для нас, чтобы мы жили согласно этим законам (1Кор.10:4).

Бог не благоволил большинству народа Израиля (1Кор.10:5) из-за их упрямства и своевольной непокорности. Многое ли изменилось сегодня?

Малколм Б. Хип

Священное Писание цитируется автором по версии: NKJV = Новая версия Перевода Короля Джеймса

С целью более точной передачи русскому читателю хода аргументации автора, цитированные тексты переведены непосредственно из использованной в оригинале версии переводчиком настоящего труда.

Перевод на русский язык с Божьей помощью М. Томпсон

Рекомендованное чтение:

Полемика о Законе и Благодати,

Наш Субботний Покой,

 Встречи с Исусом,

Церковь Божия – Чья власть?

Midnight Ministries

PO Box 29, Aylesbury, HP17 8TL, UK